Статьи

Портал Автопутешественников

CSD’2010. ТЕНДЕНЦИИ: КУДА ДАЛЬШЕ?

Любой крупный смотр, подобный выставке Caravan Salon Dusseldorf, интересен не только непосредственно самими новинками. Собрание и представление в одном месте и в одно время столь огромного количества премьер и презентаций – это еще и возможность увидеть нечто большее, нечто общее, что объединяет большую часть производителей. Одним словом – увидеть тенденции, которые дают представление о том, что нас ждет в дальнейшем…


Caravan Salon Dusseldorf'2010: тенденции показали направление?

CSD’2010 в этом понимании – совершенно особенное мероприятие. И дело не столько в статусе и масштабе выставки, сколько во времени ее проведения. Конечно, кризис еще не закончился, однако, как многие считают, самое тяжелое уже все-таки позади – в том числе и в мире караванинга. Потому Дюссельдорф-2010 и Дюссельдорф-2009 – это две большие разницы. В прошлом году все со страхом ожидали итоговых финансовых показателей, отмечая всеобщее очень серьезное падение продаж, а в этом году – если еще и не ждут роста, то уже по крайней мере с оптимизмом смотрят в будущее. А потому – готовятся к самым резким переменам и реформам, лишь бы поскорее справиться с последствиями мировой рецессии.

FIAT Ducato против Ford Transit: победа очевидна
Если FIAT Ducato ничего не угрожает на рынке шасси для кемперов,
то для Ford Transit, возможно, игры закончились...


При этом подобные кардинальные перемены касаются абсолютно всех направлений караванинговой индустрии. Например, одним из самых серьезных потрясений будущего может стать грядущий передел рынка шасси. Нет, на владения FIAT с его вездесущей платформой Ducato, доля которой, например, в Германии составляет свыше 60% от общего количества кемперов, никто не посягает – но вот на второе место претендентов хватает. Одним из самых серьезных и солидных до недавних пор был немецкий Ford – шасси Transit использовали очень немало компаний как в самой Германии, так и за ее пределами. Казалось бы, конкурентов практически не видно было – те же французы из Citroen и Renault, не говоря уж про Peugeot, чуть ли не по пальцам двух рук могли пересчитать производителей кемперов, которые закупали у них серьезные партии шасси для постройки домов на колесах. Чем ожидать подвоха от галлов, так скорее Mercedes-Benz, не смотря на свои высокие ценники, раскрутит-таки Sprinter!

Renault Master: потенциальный №2?
Экспозиция, посвященная новому Renault Master, впечатляла своим размахом.
Чувствуют французы, что шансы высоки!


Но все изменилось чуть ли не в одночасье. В Дюссельдорфе только ленивые эксперты не обсуждали в неформальных беседах, что Ford в самом ближайшем будущем потеряет большую часть крупных клиентов. Причин для столь смелых ожиданий было несколько. Первая – то, что многие давно уже недовольны фордовцами. И гибкости в работе с кемперостроителями им не хватает, и оперативности в подготовке решений, соответствующих ожиданиям и просьбам тех же кемперостроителей, не стоит ждать. Даже самые выгодные цены (не в пример итальянцам из FIAT) уже не могли помочь. Но все это, положа руку на сердце, было известно давно. Только альтернативы не было – заменить Ford было практически некем: у Citroen был тот же самый Ducato, только под другим названием, Mercedes-Benz хоть и хорош, но дорогой… А теперь появился достойный выбор – новое поколение Renault Master, о котором мы рассказали в свое время.

Renault Flowing Nature: в соавторстве с Hymer
Хоть Flowing Nature и концепт, намек ясен и понятен - в Renault собираются
потеснить конкурентов на рынке шасси


Сложно сказать, что послужило толчком для перемен. То ли французы собрались и создали отличную платформу для кемперов, то ли просто звезды так сошлись, что Ford уже больше не мог соответствовать ожиданиям в столь тяжелые времена – но факт есть факт. На Caravan Salon Dusseldorf’2010 на Master все смотрели с надеждой. Некоторые производители даже взяли низкий старт – вроде Possl и, что куда серьезнее, Rimor, давно ориентированного на Ford, но теперь, похоже, готового изменить ему. Намек-концепт под брендом XGO был более чем ясным! Да что там – французы и сами все понимают. Не зря же их фирменный стенд был сравним по размерам с площадкой FIAT Professional! А чтобы окончательно расставить все точки над «i» в своих намерениях, в Renault даже подготовили концептуальный кастенваген Flowing Nature («Течение природы») на базе Master, который заказали у… Hymer! Техническая начинка и наполнение салона этого яркого автомобиля играли совершенно второстепенную роль в Дюссельдорфе – сам факт чего стоил. Так будет ли революция? Буквально ближайшие полгода-год все расставят по своим местам…

Al-Ko: трехосное низкопольное заднеприводное шасси
Al-Ko доказала, что трехосное низкопольное заднеприводное шасси существует.
А Pilote и Frankia уже подготовили свои новинки на его основе!


Впрочем, на одном противостоянии Renault-Ford свет клином не сошелся, пусть даже речь идет о втором месте в гонке производителей шасси. Были на CSD’2010 и другие интересные премьеры. Так, Al-Ko смогла сделать на базе Mercedes-Benz Sprinter низкопольное трехосное шасси – с учетом заднеприводной конструкции основы это было сложно вдвойне! Что это принесет конечным покупателям? Свободу выбора и еще больше возможностей – ведь теперь возможна постройка по-настоящему больших и тяжелых домов на колесах (их масса может достигать 6.000 кг), обладающих дополнительным пространством за счет понижения пола: его можно использовать для уменьшения общей высоты кемпера, для встраивания дополнительных багажных отсеков, для увеличения простора в салоне, для более удобной интеграции двойного пола и системы отопления и многое другое. Конечно, тема трехосных домов на колесах, тем более на базе Mercedes-Benz в определенном смысле специфична, однако для некоторых это все равно лакомый кусок. Не зря же компании Pilote и Frankia, входящий в единый альянс, подсуетились, чтобы получить эксклюзивные права на эту новинку в течение года! А потому уже в Дюссельдорфе обе представили свои новинки на этом шасси… Кто будет следующим, когда эксклюзивные права закончатся?

Al-Ko EPS: гибриды и тут!
Возможно, стараниями Al-Ko в скором будущем гибридные кемперы
станут такой же реальностью, как какой-нибудь Prius?


А еще одной тенденцией Caravan Salon Dusseldorf’2010 в очередной раз напомнил, в какое время мы живем. Об экономии и защите окружающей среды в мире караванинга скоро будут вспоминает не реже, чем в автомобильном мире! И это не пустые слова – зря что ли в Дюссельдорфе даже модное слово «гибрид» стали чаще употреблять? Чаще всего они звучали из уст представителей двух компаний – Al-Ko и Knaus. При этом первые пошли на радикальный шаг и подготовили на базе FIAT Ducato экспериментальное шасси Al-Ko Electric Power Chassis, которое может передвигаться только (!) на электромоторе, размещенном перед задней осью (литий-полимерные батареи массой 140 кг для него поместили тут же, между элементами рамы)! Правда, в таком случае для полноценных путешествий одного электричества откровенно мало – 50 км запаса хода при максимальной скорости до 55 км/ч, для достижения которой к тому же требуется более 22 с, говорят сами за себя. Потому от дизеля под капотом пока отказываться рано. Но если Al-Ko все же подготовит эту комбинированную схему для серийного производства, то ее плюсы будут все равно неоспоримы. Ведь для автомобилей с гибридной силовой установкой в Европе предусмотрено немало налоговых льгот, в том числе и на въезд в центр исторических городов, которые неизменно привлекают туристов (в том числе и на кемперах).

CIVD: позеленили старый кемпер...
Ассоциация CIVD подготовила специально для Дюссельдорфа
осовремененный кемпер на базе старого FIAT Ducato середины 90-х годов


Схема от Knaus с одной стороны куда как проще, но с другой стороны – не менее радикальна. Ведь этот производитель подготовил «зеленый» концепт на базе… каравана! Разумеется, оснащать электроприводом колеса прицепа никто и не думал – просто в Knaus решили собрать энергию, которая в обычных условиях теряется. А потому подсоединили к оси каравана мотор, который на ходу постоянно подзаряжает батареи, а также при каждом торможении или замедлении при помощи рекуперации. По подсчетам кнаусовцев, этого вполне может хватить для обеспечения электроэнергией как минимум всего внутреннего освещения прицепа! На фоне столь необычных решений другие, более жизненные даже несколько теряются – рассказывать про распространение диодных ламп для кемперов и караванов, внедрение энергосберегающих холодильников и кухонных блоков, появление генераторов на топливных элементах, изменение схем работы туалетов, обходящихся минимумом воды, даже как-то не серьезно. Хотя все равно нужно – с чем согласились в ассоциации караванеров CIVD, подготовив для Дюссельдорфа специальную «зеленую» экспозицию, венцом которой стал концепт на базе старого кемпера середины 90-х. После оснащения его всеми возможными ухищрениями (на маркизе даже солнечные батареи разместили!) расход топлива снизился чуть ли не на треть, а выбросы вредных веществ почти вдвое!

Dethleffs, Adria, Morelo: в поисках новых сегментов
Выход в новые сегменты - популярное решение в кризис, доказательство
тому Dethleffs и Adria. А кто-то даже запускает абсолютно новое дело - как Morelo


Пресловутый кризис изменил и многое другое – прежде всего в понимании рынка. Так, очень многие, даже успешные в столь сложное время производителя решили расширить свое присутствие на рынке путем расширения модельных рядов. При этом направления для движения были выбраны в чем-то неожиданные – те, кто раньше специализировался на производстве достаточно дорогой техники для отдыха, теперь не чурается и доступных моделей, а те, кто раньше ограничивался лишь бюджетными решениями, не прочь поэкспериментировать в более дорогом сегменте. Таких примеров достаточно – чего только стоит Dethleffs, известный помимо прочего огромными и дорогущими моторхоумами, который в Дюссельдорфе показал уже третью (!) линейку компактных и предельно простых прицепов под названием New Line! Противоположный пример – чуть ли взрыв интереса к полностью интегрированным кемперам, которые всегда были флагманскими и достаточно дорогими моделями. Новинками в этом сегменте на CSD’2010 отметились Adria, Mobilvetta, Elnagh, McLouis, не говоря уж про традиционных производителей таких автомобилей! И это без учета расширяющегося настоящего премиум-сегмента, который привлекает все новые и новые имена – вроде Morelo. А некоторые пошли еще дальше: Weinsberg, например, решил вернуться на рынок караванов – почему бы не заработать теперь и на прицепах?

Опускающиеся кровати: хит сезона
Опускающиеся кровати теперь есть не только в интегрированных,
но и в полуинтегрированных домах, и даже в прицепах и кастенвагенах!


Подобные игры высветили еще одну интересную линию в стане кемперов. Интерес к интегрированным домам, развитие бюджетных решений, в том числе и на основе кастенвагенов и жилых минивэнов, – на этом фоне традиционный средний класс в виде полуинтегрированных домов на колесах несколько потерялся. В этом отношении можно отметить, пожалуй, только всеобщую чуть ли не истерию с лифт-кроватями, опускающимися из-под потолка и расположенными в передней части салона. Если раньше они были только у интегрированных домов, то теперь не построить хотя бы один полуинтегрированный кемпер с такой опцией для производителя смерти подобно (а есть уже даже прицепы с подобными постелями)! И это в свою очередь ведет к тому, что традиционные лидеры по человековместимости, альковные модели, начинают отходить на второй план. Ведь смысл в них отчасти теряется – по количеству спальных мест обычные полуинтегрированные кемперы с лифт-кроватями им не уступают, зато компактнее, легче и экономичнее. А зачастую – и дешевле. Конечно, предрекать смерть альковным домам на колесах еще рано, но тенденция на снижение их и так относительно невысокой популярности налицо. Caravan Salon Dusseldorf’2010 это явно продемонстрировал.
Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

04 октября 2010, 12:16

Дааа,.. уж, Fiat в Германии стал поистине народным автомобилем! Предпочитая Fiat, прагматичные немцы ставят его по потребительским качествам выше чем сам Mercedes! Парадокс. Обидно за Ford - Даааа! Master - красив снаружи и то с окрашенными бамперами в цвет кузова, дешевый пластик внутри не стоит того чтобы пересаживаться на этот автомобиль с Transit(а), у которого руль обшит кожей в базовой комплектации.

Не совсем понятно на что рассчитывали инженеры из AL-KO, когда разрабатывали электропривод?! Сейчас все новые автомобили соответствуют нормам Евро-4,5 а значит въезд в самые исторические центры Европейских городов им будут открыты еще долгие годы. Учитывая не малую стоимость подобных дивайсов, вряд ли владельцы старых кемперов бросятся массово оснащать свои автодома подобным приводом ради "удовольствия" попасть в самый центр.

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость