Статьи

Портал Автопутешественников

ЦИФРЫ, ЦИФРЫ И НИЧЕГО КРОМЕ ЦИФР

Статистика в своей сути – наука крайне скучная. Цифры, цифры, показатели, данные, проценты вверх, проценты вниз, снова цифры… В мире караванинга в этом вопросе исключений в общем-то нет. Если бы не одно «но» – пресловутый кризис, который в последние два года весьма ощутимо перемешал карты в мире европейского и мирового бизнеса по производству домов на колесах. Что изменилось и что изменится в ближайшем будущем? Это и подскажет та самая, якобы «скучная» статистика…


Одним из самых авторитетных «счетчиков» в мире караванинга является общеевропейская организация CIVD, расположенная в немецком городе Франкфурт-на-Майне и ежегодно выпускающая специальные отчеты, показывающие, что, где и как производят и что, где и как продают в этой сфере бизнеса. Самый свежий документ от CIVD, сборник статистики Caravaning Profile 2010, подготовленный к третьему кварталу текущего года и детально описывающий минувший 2009 год, четко указывает – кризис для отрасли еще не закончился.

Рынок домов на колесах: луч надежды есть?

Хотя надежда все же есть. Пусть обобщенных данных по 2010 году еще нет, а первое полугодие, например, в Европе все равно закончилось с отрицательным ростом продаж караванов и кемперов, темпы падения все же замедлились. Например, в той же Германии, являющейся крупнейшим потребителем и производителем домов на колесах, первое полугодие 2009 года принесло более 11% потери рынка, в то время как первое полугодие 2010 года – уже только около 4,5%, хоть и с тем же знаком минус. По мнению ряда экспертов, это дает основание полагать, что 2010 год может если и не увеличить, то уж точно сохранить показатели самого тяжелого, 2009 года. Перелом? А уже 2011 год многие даже осмеливаются назвать грядущим возрождением – подобно автомобильному миру, где также ожидается частичное восстановление рынка!

 Год Объем продажи домов на колесах в мире, шт.Изменение, %
 2005 628.030 н/д
 2006 647.260 +3
 2007 621.705 -4
 2008 479.000 -23
 2009 389.070 -19

Впрочем, эти прогнозы действительно очень смелые. Ведь Германия и даже вся Европа – это еще не все показатели для мира караванинга. И последствия провального 2009 года будут ощущаться еще долго. Шутка ли – в прошлом году общемировое падение продаж всех видов домов на колесах составило почти 19% по сравнению с 2008 годом. Но и это только цветочки. Ведь 2008 год – тоже пусть и частично, но захваченный кризисом, потому для полноты картины лучше ориентироваться, например, на вполне благополучный 2007 год, когда во всем мире было продано 621.705 домов на колесах. А за весь 2009 год на всей Земле удалось реализовать только 389.079 единиц такой техники… Сокращение составило порядка 38%!

Новый Свет против Старого

Справедливости ради нужно отметить, что основной «виновник» таких неутешительных показателей все же известен – это Северная Америка. Где кризис начался, там он и больнее всего ударил по отрасли караванинга. Например, в США и Канаде в 2007 году нашли покупателей 378.600 домов на колесах, а в 2009 – уже только 205.800. Сравните это со Старым Светом, у которого аналогичные показатели составляют 208.370 и 154.830 соответственно. Очевидно, что Америка просела в процентном соотношении куда больше. Хотя, конечно, все равно сохранила за собой право именоваться мировым центром отдыха на колесах – доля США и Канады на рынке потребителей новых караванов и кемперов составляет без малого 53% против порядка 40% у Европы.

Продажа домов на колесах в мире по регионам, шт
 Регион20052006 2007 2008 2009 Изменение, % 
 Северная Америка 393.600 404.450  378.600 255.510  205.800  -19,5 
 Европа 202.820 209.840 208.370  189.480  154.830  -18,3
 Австралия 19.200 19.650  19.700  19.350  16.200  -16,3 
 Южная Африка 3.950 4.200  4.400 4.400  4.200  -4,5 
 Япония 4.110 4.350  4.695  4.450  3.810  -14,4 
 Новая Зеландия 1.250 1.520  1.700  1.550  1.300  -16,1 
 Китай 200 500  1.000  1.350  620  -54,1 
 Прочие 2.900 2.750  3.240  2.910  2.310  -20,6 

Что же касается остальных регионов, то они двум гигантам не конкуренты в этом вопросе. Например, в Австралии, занимающей третье место в этом рейтинге, за 2009 год продано 16.200 домов на колесах (4,2% мирового рынка). А Южная Африка, Япония, Новая Зеландия и, как ни странно, Китай и вовсе выглядят карликами с цифрами в 4.200, 3.810, 1.300 и 620 реализованных новых домов на колесах за 2009 год соответственно (во всем остальном мире за год разошлось 2.310 единиц техники). Хотя, надо отметить, что эти страны отметились иным образом. Так, ЮАР может похвастать самым слабым снижением спроса на караваны и кемперы – минус 4,5%, в противовес которому выступает КНР, где падение продаж такой техники составило 54%! Правда, в данном случае следует оговориться – Китай крайне специфическая страна со своими, понятными только ей особенностями. Например, предыдущий 2008 год для этого государства выдался наиболее выдающимся в сфере караванинга за всю историю, здесь было продано рекордные 1.300 домов на колесах…

Доля регионов в мировых продажах домов на колесах
Доля различных регионов в мировых продажах домов на колесах за 2009 год

Кстати, весьма любопытно выглядит статистика по предпочтению караванов и кемперов в разных частях света. Самое главное здесь – Америка и Европа смотрят на дома на колесах под разными углами зрения! Впрочем, кардинально разными их назвать все же нельзя – и там, и там предпочтение отдают караванам как более доступным и простым видам домов на колесах. Но при этом преимущество жилых прицепов в США и Канаде является просто тотальным! Если в 2009 году по ту сторону Атлантики было продано 186.950 караванов (минус 15% в сравнении с 2008 и минус 41% (!), если сопоставить с благополучным 2007 годом), то моторхоумов, как их здесь называют, купили только 18.850 штук (минус 46%) – десятикратный разброс на минуточку. Старый Свет в этом вопросе куда как сбалансированнее: на 87.250 реализованных в 2009 году прицепов (минус 16%) приходится 67.580 кемперов (минус 21%).

Герои и антигерои

Это, кстати, влияет и на общемировой рейтинг продаж по типу дома на колесах. Так, Северная Америка все так же удерживает лидерство по количеству проданных караванов – у нее 53% рынка в этом сегменте. Европа идет следом с 40%, а замыкает тройку лидеров Австралия с 15.000 проданных прицепов. Далее идут все те же: Южная Африка (2.450 прицепов), Новая Зеландия (700 караванов), Китай (120 трейлеров) и Япония (60 единиц таких домов на колесах). Последние две азиатские страны, видимо, практически утратили интерес к караванам – в Китае в 2009 году они потеряли 65% продаж, а в Японии и вовсе все 83%!

Продажа жилых прицепов в мире по регионам, шт
 Регион2005 2006 2007 2008 2009 Изменение, % 
 Северная Америка 318.400 337.000 311.300 220.200 186.950 -15,1
 Европа 120.670 120.790 117.880 104.310 87.250 -16,4
 Австралия 17.600 18.000 18.000 17.700 15.000 -15,3
 Южная Африка 2.450 2.500 2.500 2.550 2.450 -3,9
 Новая Зеландия 800 1.020 1.100 1.000 700 -30
 Китай 50 50 300 350 120 -65,7
 Япония 310 350 395 350 60 -82,9
 Прочие 700 750 690 610 510 -16,4
 Общее 460.980 480.460 452.165 347.070 293.040 -15,6

Доля регионов в мировой продаже жилых прицепов
Доля различных регионов в мировых продажах жилых прицепов за 2009 год

Картина с кемперами несколько иная. Как уже понятно, тут лидерство за Европой, у которой 70,5% этого рынка в мире. За ней идет Америка с долей в 20%, а бронза, как бы не было неожиданно, уже у Японии – в 2009 году в Стране восходящего солнца смогли продать 3.750 кемперов! На фоне даже Южной Африки, находящейся на четвертой позиции в этом хит-параде с аналогичным показателем в 1.750 реализованных экземпляров, это большое достижение. А уже после ЮАР следуют Австралия (1.200 кемперов), Новая Зеландия (600 моторхоумов) и Китай (500 единиц кемперов). При этом Новая Зеландия в этом списке настоящий герой – ведь в 2009 году эта страна смогла показать рост продаж (!) такой техники, составивший 9,1% и позволивший полностью отыграть потерянное в 2008 году! В противовес ей антигероем выглядят тяжеловес мировой экономики, КНР, сыгравшая с кемперами в минус на 50%.

Продажа автокемперов в мире по регионам, шт
 Регион2005 2006 2007 2008 2009 Изменение, % 
 Европа 82.150 89.050 90.490 85.170 67.580 -20,7
 Северная Америка 75.200 67.450 67.300 35.310 18.850 -46,6
 Япония 3.800 4.000 4.300 4.100 3.750 -8,5
 Южная Африка 1.500 1.700 1.900 1.850 1.750 -5,4
 Австралия 1.600 1.650 1.700 1.650 1.200 -27,3
 Новая Зеландия 450 500 600 550 600 +9,1
 Китай 150 450 700 1.000 500 -50
 Прочие 2.200 2.000 2.550 2.300 1.800 -21,7
 Общее 167.050 166.800 169.540 131.930 96.030 -27,2

Доля регионов в мировых продажах автокемперов
Доля различных регионов в мировых продажах автокемперов за 2009 год

Понятное дело, что весь мир крайне многогранен в вопросах караванинга. И точно так, как в каждом регионе отдают предпочтение тем или иным видам домов на колесах, так и причины для роста или падения продаж такой техники в каждом регионе и каждой отдельно взятой стране могут быть кардинально разные. Нам в этом вопросе ближе всего как в географическом, так и в экономическом плане, естественно, Европа. Однако Старый Свет сам по себе настолько велик, что обобщить его одним-двумя предложениями или даже абзацами тоже не верно – ведь даже страны, входящие в ЕС, совершенно по-разному производят и покупают дома на колесах (тем более в кризис). Потому Европа – это повод для отдельного и весьма обстоятельного рассказа. Который не заставит себя ждать в самом ближайшем будущем.

Рынок автодомов: кризис скоро закончится?
Мы выражаем благодарность организации CIVD за предоставленные для публикации данные

Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

24 ноября 2010, 16:43

Пользователь Гость
Гость

Украина наверное - прочие?Плач

24 ноября 2010, 23:17

Україна - це біленька прожилка на діаграмі Смех 

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость