Статьи

Портал Автопутешественников

Цифры, цифры и ничего кроме цифры-2: Европа!

В нашем первом материале, посвященном статистике продаж новых автодомов, мы рассказывали о всем мире. Но приведенные цифры в какой-то мере слишком общие – ведь в каждом регионе есть свои особенности в этом вопросе. Потому логично, что во второй статье мы расскажем о Европе – наиболее близком нам как в географическом, так и в экономическом плане рынке. Как на Старом Свете отразился кризис?


Плохо. Кризис по Европе ударил очень больно. Рынок домов на колесах всех типов просел чуть не до основания. Проще всего это увидеть как раз на динамике цифр, характеризующих уровень продаж кемперов и караванов в Европе. Если в 2008 году в Старом Свете продали 189.480 автодомов всех типов, то за 2009 год здесь удалось реализовать только 154.830 единиц такой техники – потери составили более 18%! Впрочем, и это только вершина айсберга, ведь для полноты картины нужно отмерять не от 2008 года, уже пораженного финансовой катастрофой, а от благополучного 2007 года, когда о кризисе и не думали. И тогда сокращение рынка Европы станет просто потрясающим – за два года более 26% со знаком минус!

Европейский рынок автодомов: к взлету готов?

Впрочем, 2006 и 2007 годы в какой-то мере особенные – ведь это были настоящие пики продаж домов на колесах в этой части света. В данном случае будет логично отмотать историю почти на пару десятилетий назад. Наверняка старожилы рынка кемперов и караванов помнят сверхудачный 1991 год – тогда в Европе продали без малого 200.000 новых автодомов. Однако уже в следующем году наметился спад, и буквально за пару лет, как и сейчас, рынок сдулся до 140-150 тысяч машин и прицепов в год. Восстановление вышло действительно долгим. Начиная с 1996 года Старый Свет потреблял все больше и больше домов на колесах, но в полной мере вернуть то, что было в 1991 году, удалось только к 2005 году… Неужели Европу снова ожидает столь длительное ожидание?

 Продажи автодомов в Европе, шт
  2005 2006 2007 2008 2009Изменение, % 
 Караваны 120.670 120.790 117.880 104.310 87.250 -15,1
 Кемперы 82.150 89.050 90.490 85.170 67.580 -20,7
 Общее 202.820 209.840 208.370 189.480 154.830 -18,3

Кстати, любопытно заметить, что картина предпочтений европейских караванеров в сравнении с тем временем заметно изменилась. Например, если кемперов даже в кризисные годы продается пусть немного, но больше, чем в удачном 1991 году, то с прицепами ситуация иная – повторить рекордные продажи того года Старому Свету не удалось ни разу, а в 2009 году они были и вовсе чуть ли не вдвое меньше упомянутого сезона. Видимо, благосостояние европейцев все же выросло за последние пару десятков лет, раз они стали чаще покупать кемперы, нежели более доступные караваны!

Общим прицепом

Для жилых прицепов 2009 год вообще выдался крайне сложным. По всей Европе их было продано только 87.250 штук, что составило порядка 16,5% потери в сравнении с 2008 годом (когда рынок сократился и так на 12% в сравнении с 2007 годом!). При этом нельзя забывать, что прошедший кризисный год отметился настоящим антирекордом – уже более двадцати с лишним лет европейский рынок караванов не опускался ниже 100.000 прицепов в год! Конечно, тут сыграла роль упомянутая выше тенденция о смене приоритетов в отношении прицепов у европейцев, однако картина все равно не самая радужная…

 Продажи десяти наиболее крупных рынков жилых прицепов в Европе, шт
 Страна 2005 2006 2007 2008 2009 Изменение, %
 Великобритания 32.800 33.350 35.750 29.000 25.650 -11,6
 Германия 21.650 22.400 19.050 19.300 16.700 -13,5
 Франция 11.550 12.100 12.150 11.100 10.950 -1,4
 Нидерланды 19.500 16.850 14.650 12.950 10.250 -20,8
 Дания 8.150 8.400 8.250 6.900 4.650 -32,6
 Швеция 6.250 6.200 6.300 5.650 4.050 -28,3
 Норвегия 4.650 4.850 5.450 4.850 3.500 -27,8
 Испания 4.450 4.450 4.150 3.750 2.850 -24,0
 Италия 3.050 3.050 2.900 2.550 2.000 -21,6
 Швейцария 1.550 1.650 1.600 1.550 1.350 -12,9

Впрочем, не все так однозначно – в отдельных регионах любовь к караванам сохранилась практически на прежнем уровне. Например, во Франции в 2009 году реализовали 10.950 жилых прицепов, а в 2008 году – 11.100 штук! Потерю в 1,4% вообще можно посчитать погрешностью, тем более что на протяжении последних десяти лет в этой стране ежегодные продажи караванов стабильно колеблются в районе 11-12 тысяч единиц. Более того, благодаря таким результатам Франция смогла войти в тройку крупнейших рынков жилых прицепов в Европе, обогнав Нидерланды (10.250 трейлеров, минус 20,8% в сравнении с 2008 годом)! А вот лидеры неизменны – это Великобритания и Германия, где в 2009 году разошлось 25.650 и 16.700 новеньких караванов соответственно (11,6% и 13,5% падения). Интересно, что еще десять лет назад эти страны стояли в табели о рангах иначе – Германия уверенно лидировала с продажами в районе 26.000 прицепов, а Великобритания лишь пыталась догнать с 20.000 караванов…
Доля разных стран по продажам караванов
Доля разных стран в Европе по продаже жилых прицепов

Что же касается остальных регионов Старого Света, то они с разной степенью потерь пережили 2009 год. В десятку лучших помимо Великобритании, Германии, Франции и Нидерландов вошли также Дания (4.650 прицепов), Швеция (4.050 караванов), Норвегия (3.500 трейлеров), Испания (2.850 жилых прицепов), Италия и Швейцария (2.000 и 1.350 единиц соответственно). А больнее всего кризис ударил по маленькой Португалии – там падение продаж составило более 37%, достигнув всего 250 прицепов за 2009 год.

 Продажи двадцати наиболее успешных производителей караванов в Европе, шт
 КомпанияСтрана 2008 2009 Изменение, %
 Hobby Германия 14.829 12.119 -18,3
 Fendt Германия 7.540 8.475 +12,4
 Knaus Германия 7.048 4.732 -32,9
 Adria Mobil Словения 3.987 3.284 -17,6
 Caravelair Франция 3.503 3.205 -8,5
 Dethleffs Германия 3.864 3.192 -17,4
 Burstner Германия 3.869 3.156 -18,4
 Hymer Германия 3.383 2.682 -20,7
 Tabbert Германия 3.389 2.077 -38,7
 LMC Германия 2.119 1.891 -10,8
 Kabe Швеция 2.179 1.712 -21,4
 Sterckeman Франция 1.496 1.190 -20,5
 TEC Германия 1.402 1.065 -24,0
 Wilk Германия 1.402 833 -40,6
 Cabby Швеция 793 727 -8,3
 Polar Швеция 786 671 -14,6
 Trigano Франция 598 537 -10,2
 Solifer Финляндия 711 530 -25,5
 Capron Германия 403 410 +1,7
 Kip Нидерланды 494 360 -27,1

Нельзя не сказать несколько слов об уровне продаж караванов в Европе у разных производителей. Тем более что и тут есть весьма неожиданные сюрпризы. Так, немецкая компания Fendt совершила маленький подвиг, единственная из всех получив рост продаж на 12,4%! Благодаря этому в 2009 году владельцев нашли 8.475 караванов этой марки – это второй по величине показатель Старого Света, лучше реализация только у компании Hobby с 12.119 жилыми прицепами (хотя здесь и были потери в размере 18,3%). Бронзу взяли в Knaus, продав в Европе 4.732 трейлера (минус 32,9%). Кстати, на долю немецких производителей в Старом Свете приходится более 46% всех продаж жилых прицепов!
Доля производителей по продаже караванов в Европе
Доля наиболее успешных производителей караванов по продажам в Европе

Впрочем, в список наиболее успешных производителей попали компании и из других стран. Например, следом за Knaus следуют словенская Adria Mobil (3.284 прицепа) и французский Caravelair (3.205 караванов). Также в десятку лучших вошли немецкие Dethleffs (3.192 трейлера), Burstner (3.156 жилых прицепов), Hymer (2.682 прицепов), Tabbert и LMC (2.077 и 1.891 караванов соответственно). Кстати, Tabbert среди крупнейших игроков рынка отметился самым серьезным падением спроса – на 38,7%.

Кемперы впереди планеты всей

С кемперами в Европе картина, понятное дело, несколько иная. Правда, падение продаж в сравнении с прицепами в 2009 году чуть больше, на уровне 20,7% (было продано 67.580 моторхоумов), но в целом и это неплохие показатели – их Старому Свету достаточно, чтобы оставаться крупнейшим в мире рынком автодомов. К тому же подобный уровень продаже был не так и давно – в 2003 году, а до этого столь внушительные цифры продаж такой техники и вовсе казались для многих фантастикой.

 Продажи десяти наиболее крупных рынков кемперов в Европе, шт
 Страна 2005 2006 2007 2008 2009 Изменение, %
 Франция 20.550 22.700 23.600 21.750 18.050 -17,0
 Германия 20.600 21.250 19.650 20.900 17.550 -16,0
 Италия 14.800 14.450 15.050 11.850 8.150 -31,2
 Великобритания 10.700 11.050 11.650 10.100 8.000 -20,8
 Бельгия 2.100 2.250 2.550 2.850 2.450 -14,0
 Швеция 2.150 2.550 3.200 3.450 2.350 -31,9
 Испания 3.200 3.600 3.850 2.650 1.950 -26,4
 Швейцария 1.450 1.450 1.600 1.700 1.600 -5,9
 Норвегия 1.700 2.950 1.750 2.100 1.500 -28,6
 Финляндия 1.450 1.950 1.850 2.100 1.450 -31,0

Что же касается отдельно взятых стран, то ситуация следующая. Тройка лидеров сохранила статус-кво: Франция (18.050 кемперов), затем Германия (17.550 домов на колесах) и Италия (8.150 автодомов) – это минус 17%, 16% и 31,2% соответственно. Лишь немного отстала Великобритания с показателем в 8.000 единиц (минус 20,8%). Приметно, что 53% всех новых кемперов в Европе регистрируется как раз во Франции и Германии! Кроме того, в десятке лучших Бельгия (2.450), Швеция (2.350), Испания (1.950), Швейцария (1.600), Норвегия (1.500) и Финляндия (1.450). Среди них, кстати, надо выделить Швейцарию, которая просела лишь на 5,9%. А еще отметилась Австрия, где был зафиксирован рост продаж кемперов – на 7,1%, до 750 штук (это двенадцатый результат по Европе).

Доля разных стран по продажам кемперов
Доля разных стран по продажам кемперов в Европе

Среди производителей снова лидируют немцы – на их долю приходится 32% всех новых проданных автодомов в Старом Свете! А безусловный лидер среди лидеров – это Hymer, у которого 4.287 реализованных кемперов за 2009 год. Впрочем, не сильно от него отстал Burstner с показателем в 3.999 экземпляров, а замыкает тройку наиболее успешных производителей уже упоминавшаяся словенская Adria – она смогла продать в кризисный год 3.340 кемперов. А уже за ней в топ-10 идут немецкий Dethleffs (3.325), французские Chausson (2.413) и Challenger (2.382), итальянские Rapido (2.218), Rimor (2.084), McLouis (2.029) и Trigano (1.664). Пожалуй, на этом фоне можно также отметить тех, кто сумел преодолеть психологически важную отметку в 1.000 проданных за год кемперов – это Pilote, Knaus, Hobby, Capron, Laika, Possl и Eura/Karmann…

 Продажи двадцати наиболее успешных производителей кемперов в Европе, шт
 КомпанияСтрана 2009 Доля рынка, %
 Hymer Германия 4.287 6,3
 Burstner Германия 3.999 5,9
 Adria Словения 3.340 4,9
 Dethleffs Германия 3.325 4,9
 Chausson Франция 2.413 3,6
 Challenger Франция 2.382 3,5
 Rapido Италия 2.218 3,3
 Rimor Италия 2.084 3,1
 McLouis Италия 2.029 3,0
 Trigano Франция 1.664 2,5
 Pilote Франция 1.595 2,4
 Knaus Германия 1.463 2,2
 Hobby Германия 1.392 2,1
 Capron Германия 1.295 1,9
 Laika Германия 1.126 1,7
 Possl Германия 1.115 1,6
 Eura/Karmann Германия 1.079 1,6
 VW Германия 789 1,2
 Mercedes-Benz Германия 712 1,1
 SEA Италия 676 1,0

P.S. Абсолютные показатели продаж – это, конечно, хорошо. Но они в какой-то мере не совсем точно демонстрируют предпочтения караванеров в той или иной стране. Ведь статистика, так сказать, плотности заселения кемперов и жилых прицепов таит немало сюрпризов… Например, в Швеции на 10.000 жителей приходится 291 зарегистрированный караван – абсолютный рекорд Европы, где средний показатель по континенту составляет только 102 прицепа! При этом Германия и Великобритания со всеми их внушительными продажами занимают в таком рейтинге лишь восьмую и девятую позиции соответственно (у них только 115 и 81 трейлер на 10.000 человек). А между этими странами расположились Нидерланды (284), Дания (261), Норвегия (165), Франция (131), Бельгия (125) и Финляндия (123).

 Количество домов на колесах в странах Европы, шт/10.000 человек
 Страна Караваны  Страна Кемперы
 Швеция 291  Финляндия 76
 Нидерланды 284  Бельгия 74
 Дания 261  Германия 53
 Норвегия 165  Швеция 47
 Франция 131  Швейцария 41
 Бельгия 125  Италия 38
 Финляндия 123  Среднее по Европе 34
 Германия 115  Нидерланды 33
 Среднее по Европе 102  Австрия 31
 Великобритания 81  Франция 31
 Испания 72  Великобритания 26
 Австрия 45  Дания 13
 Швейцария 45  Норвегия 12
 Италия 28  Испания 7
 Португалия 16  Португалия 3
 Словения 2  Словения 2

Последняя в свою очередь возглавила аналогичный хит-парад в категории кемперов – в Суоми на 10.000 человек приходится 76 автодомов! Немного отстала Бельгия (74), а еще в тройку вошла Германия – с 53 райзмобилями, как их тут называют. Средний же показатель по Европе составляет 34 кемпера на 10.000 человек, и этот порог превышен также только у Швеции, Швейцарии и Италии (47, 41 и 38 автодомов соответственно). Забавно выделяется на этом фоне Словения – несмотря на наличие одного из крупнейших европейских производителей компании Adria, тут только 2 кемпера и 2 каравана на 10.000 человек.

Европейский рынок домов на колесах: куда дальше?
Мы выражаем благодарность организации CIVD за предоставленные для публикации данные

Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

25 декабря 2010, 23:29

Дуже цікава статистика, Італійці затягнули пояс в 2009 добряче.

Цікавим доповнення до теми, кількість проданих кемперів в класифікації, інтегрований, напівінтегрований, альконовий і т. д. 

26 декабря 2010, 00:29

Ух, и жадный, злой главред! Наверняка зажал информацию. Надо бы его покрепче потрусить, вдруг расколется ;) А Вам, ув. Микола, зачем такая инфа?!. тянет к большинству?!. ;) Скажу по секрету - лидеры продаж полуинтегрированные (без алькова) кемперы. Тссс... только Вы - никому Круто

28 декабря 2010, 00:22

К сожаленью, в подготовленных к публикации материалах CIVD информации о популярности по кузовам/типам кемперов или караванов во всей Европе нет.
Лишь кратко озвучено, что в Германии наиболее популярны полуинтегрированные автодома - в 2009 году их здесь продали 8.664 экземпляра, что соответствует 37,8% рынка кемперов страны. За ними следуют кастенвагены (6.180 и 26,9%), интегрированные автодома (5.279 и 23%), альковные кемперы (2.697 и 11,8%) и жилые модули для пикапов (108 и 0,5%), которые, видимо, в Европе также относят к кемперам.
Остается лишь добавить, что тенденция по этим типам кемперов в Германии такова: доля простых полуинтегрированных автодомов и доступных кастенвагенов с годами растет, а альковные кемперы за последние пять лет потеряли половину своей рыночной доли. Для полноты картины хорошо взять более-менее нормальный 2008 год: в сравнении с 2005 годом все перечисленные дома на колесах прибавили в абсолютном значении продаж - и только альковные потеряли чуть ли не 30%. Мода на них, видимо, проходит.

08 июня 2013, 00:18

Пользователь Гость
Гость

подобная статистика за 2012 год во сколько обойдется обычному смертному? долларов 100?

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость