Статьи

Портал Автопутешественников

Гран-при моторхоумов

Словосочетание «дом на колесах» давно вошло в обиход многих людей. Однако им могут обозначаться не только кемперы и караваны. Ведь на самом деле самых невообразимых домов на колесах, не относящихся к индустрии караванинга, в мире существует великое множество! Именно таким передвижным жилищам и будет посвящена наша новая рубрика «Жизнь на колесах». А право открыть ее доверено моторхоумам Формулы-1, без которых нельзя представить Королевские гонки точно так же, как и без самих болидов…


Моторхоумы: в Формуле-1 без них никак

Пусть вас не вводит в заблуждение знакомое, казалось бы, слово «моторхоум», которое также можно встретить для обозначения огромных кемперов, построенных на базе грузовиков или автобусов. С домами на колесах в привычном для нас значении слова современные моторхоумы гоночных команд не имеют практически ничего общего. Хотя справедливости ради стоит отметить, что когда-то давно все было несколько иначе. В 50-70-х годах прошлого века пилоты, руководители команд, инженеры и механики передвигались по Европе между трассами, где проходили гоночные этапы, на автобусах и кемперах, в них же и ночевали, если поблизости от трека не было гостиницы. Сегодня по большому счету такая практика является исключением – лишь некоторые пилоты покупают себе большие автодома, чтобы спокойно ездить между европейскими Гран-при (среди них можно упомянуть, например, Себастьяна Феттеля и Дженсона Баттона).

Моторхоумы: все начиналось с автобусов
Если корпоративные автобусы для перевозки сотрудников команды всегда были брендированы
спонсорскими наклейками, то личные дома на колесах гонщиков чаще всего неприметны...

Моторхоумы: и сейчас не без автобусов

Но со временем ситуация изменилась. Персонал команд увеличивался, оборудования также становилось больше – увезти это все на паре грузовиков и автобусов становилось сложнее. К тому же у команд появилась необходимость во время гоночного уик-энда принимать большое количество гостей: от спонсоров до журналистов – делать это около боксов или в административных зданиях вокруг трека тоже было неудобно. Потому постепенно появилась идея как раз моторхоумов – мобильных, огромных, но быстро возводимых помещений, расположенных в двух шагах от боксов и трассы, где можно провести срочное совещание команды, организовать ее питание, встретить VIP-гостей, устроить пресс-конференцию, немного отдохнуть незанятому персоналу и прочая, прочая. Идея обитателям паддока понравилась – и буквально за несколько лет все пришли к примерно схожей схеме возведения моторхоума, которой в целом придерживаются и поныне.

От мала до велика

Основа подавляющего большинства современных формульных моторхоумов – это пара параллельно стоящих больших грузовиков с длинными прицепами или полуприцепами, которые в свою очередь могут трансформироваться по сложной системе. Так, их крыши выезжают наверх, стенки раздвигаются, отдельные борта поднимаются, все это укрепляется мачтами, балками, соединяется тросами, дополняется монтируемыми стенами из пластика, металла и стекла, закрывается тентами. В итоге благодаря такой сборке-разборке между фурами появляется огромный дом со множеством комнат, залов и даже с двумя-тремя этажами. Общая же площадь такого особняка может достигать 300-400 квадратных метров! Порой догадаться, что в основе всего пара грузовиков, а само здание мобильно, попросту нереально – на вид некоторые моторхоумы не отличить от полноценных строений. Цена соответствующая – средний по размаху моторхоум потянет на $7-10 млн, столько же нужно на сезон на его транспортировку и обслуживание.

McLaren: почти копия собственной базы
Каждая команда придает своему моторхоуму собственное лицо. Например, у McLaren он
своим внешним и внутренним обликом в стиле хай-тек напоминает базу в Англии...

Ferrari: все в красном цвете
...у Ferrari же главное правило: моторхоум может быть любого цвета, если этот цвет
красный. Mercedes GP берет размером и новизной своего строгого моторхоума...

Mercedes GP: самый новенький в паддоке
...а Force India, даром что из середнячков, по богатству убранства моторхоума может
поспорить с признанными грандами Формулы-1. Жить надо в комфорте!

Force India: моторхоум не хуже грандов

При этом сам процесс только описывается быстро – на возведение обычного моторхоума уходит пара дней! Ведь если для зрителей этап Формулы-1 начинается в пятницу, когда стартуют тренировки, то первые члены команд появляются на трассе во вторник. Это технический персонал, который к четвергу, когда прибудет основная часть сотрудников, должен подготовить базу для всех остальных. К тому же нужно учитывать, что сборкой самого моторхоума и расстановкой мебели дело не ограничивается – необходимо проложить сотни метров коммуникаций, проводов и, конечно, обеспечить полный запас продуктов и воды.

Red Bull: сразу два моторхоума
Помимо знаменитого Energystation (вверху слева) у Red Bull есть и запасной маленький
моторхоум, который также делится между основной командой и Toro Rosso...

Red Bull: несколько кафе и баров
...хотя от размеров радушие тут не зависит. В любом случае в доме Red Bull гостей
принимают по-царски и весело - это все журналисты и VIP-фанаты в паддоке знают!

Red Bull: и, конечно же, развлечения!

В принципе, жестко никто команды в размерах моторхоумов не ограничивает – есть лишь определенный лимит места на стояке позади боксов, где располагаются эти мобильные дома. Однако, понятное дело, среди команд есть свои рекордсмены в этом вопросе. Так, самым большим и громогласным моторхоумом современных Больших призов является, пожалуй, дворец австрийской команды Red Bull Racing – у него даже есть собственное название Energystation, «Энергетическая станция». Кажется, архитекторы решились на такие размеры не потому, что половина моторхоума отошла «молодежной» команде Toro Rosso (с итальянского на английский это тоже Red Bull, «красный бык»), но для того, чтобы устраивать внутри лучшие вечеринки Формулы-1 – этим команда Себастьяна Феттеля славится не меньше своей скорости на трассе! Кстати, по общему мнению, это действительно самый гостеприимный моторхоум в паддоке, его двери открыты практически всегда и для всех (кстати, вход в сам закрытый парк действительно закрыт для простой публики – зона стоянки моторхоумов строго охраняется, а вход только по пропускам).

Renault и Sauber: остатки былой роскоши
Моторхоумы не только строят с нуля, но и перепродают, и реконструируют (как у Renault),
и даже передают в наследство (как у Sauber). А новички, типа HRT, их только начали делать...

HRT: моторхоумы бывают и совсем маленькие

А вот полной противоположностью чемпионской команде в вопросе размеров выглядят моторхоумы прошлогодних новичков. Например, у Team Lotus или HRT мобильные дома созданы на основе лишь одного (!) грузовика. И он может похвастать только одной подъемной стеной, под которой разбивается небольшой шатер для гостей команды… Тут, впрочем, дело не только в скромности и экономии – персонал у молодых команд небольшой, потому палацы, как у Red Bull, Ferrari или McLaren, им и не нужны особо. Кстати, размеры моторхоумов часто соотносятся с положением в чемпионате самой команды – у современных середнячков Williams, Force India или Renault и моторхоумы средние по размаху.

Ломать не строить

Большую часть времени гоночного уик-энда в моторхоумах наблюдается настоящее броуновское движение. Люди заходят и выходят, сидят за столиками, общаются с гонщиками, руководителями команд, механиками, инженерами, смотрят трансляции с трассы на больших мониторах (а во время прошлогоднего Чемпионата мира по футболу на них, например, выводилась картинка со стадионов из ЮАР). И, конечно же, все прогуливаются по украшенному кадками с пальмами бульвару, который образован как раз моторхоумами и стоящими перед ними техническими грузовиками, которые скрывают внутри себя все запасные детали машин и мобильные мастерские. Правда, есть один момент, когда все движение останавливается – в два часа дня по общеевропейскому времени все смотрят старт гонки. Как только болиды уехали на первый круг, жизнь снова возобновляется…

Моторхоумы: в основе несколько грузовиков
Технические грузовики и автовозы расставлены по порядку, поднимаются крыши, раскладываются
борта, добавляются стены и навесы - на возведение моторхоума уходит минимум пара дней!

Моторхоумы: строительство идет днями

Но жизнь у всех кардинально разная! Если гоночный штаб, руководители команд и пилоты думают в ближайшие два часа только о борьбе на трассе, то те самые технические сотрудники, которые возводили моторхоум, прямо во время гонки (!) начинают его демонтаж. И уже к финишу, на который все снова в обязательном порядке останавливают свои работы, часть моторхоума сложена и упакована (обычно оставляют лишь самое необходимое для послегоночной пресс-конференции). А скоро, спустя буквально два-три часа после нее моторхоум, словно подтверждая истину про «ломать не строить», и вовсе теряет свои пафосные очертания: нужно лишь трансформировать прицепы в нормальное походное состояние и вывести из закрытого парка технические грузовики, за которыми потом ночью и последуют автопоезды с моторхоумами. Чтобы оказаться через пару дней на базе и чтобы буквально через неделю снова отправиться на новую трассу.

Паддок: парад моторхоумов
В закрытом для простой публики паддоке кроме моторхоумов команд есть и другие моторхоумы:
Берни Экклстоуна, главы Формулы-1 (внизу слева), и компании Pirelli, поставщика шин (внизу справа)

Паддок: моторхоумы не только команд

P.S. На этапах Формулы-1, проводимых в Азии, Америке и Австралии, моторхоумы как класс отсутствуют. Все необходимое оборудование (порядка 60-80 контейнеров, при этом один моторхоум тянет на 30-40 тонн), а также персонал туда доставляются самолетами. И потому отправлять через полмира раскладные дома, только чтобы довести их от аэропорта до трека, никто не будет. Потому там на помощь приходят все те же административные здания вокруг трассы, собственные боксы и, конечно же, гостиницы, куда отправляются на ночлег и механики, и пилоты.

Моторхоум: дом родной для команды

Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

06 ноября 2011, 12:35

Пользователь Гость
Гость

Классная штука, только не для нас.

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость