Статьи

Портал Автопутешественников

Дом домов на колесах

Об открывшемся осенью 2011 года музее Erwin Hymer Museum мы в свое время рассказывали. Но одно дело прочитать об этом, и совсем другое увидеть собственными глазами! А потому как только представилась возможность посетить это уникальное собрание истории караванинга, мы сразу воплотили ее в жизнь – и, разумеется, зафиксировали на карточке фотоаппарата, чтобы поделиться увиденным с вами. Что скрывается внутри стеклянного «параллелепипеда» в городке Бад-Вальдзее?


Erwin Hymer Museum: вся история караванинга!

Музей имени Эрвина Хюмера, основателя Hymer, крупнейшего на сегодняшний день в Европе производителя домов на колесах, – это рассказ о мечте. Ведь Хюмер хотел создать такую коллекцию, открытую для всех желающих, не один год. Только сбор средств на постройку музея занял без малого семь лет – специальный фонд для инвестиций появился в 2001 году! А первый камень заложили аккурат к финансовому кризису в 2008 году – потому строительство несколько затянулось… Но, как бы ни было, а мечта 81-летнего на момент открытия музея Эрвина Хюмера сбылась – прямо напротив завода Hymer.

Erwin Hymer Museum: начиная с пастушьих повозок...
При входе в музей посетителей встречает сам Эрвин Хюмер (пусть и нарисованный),
а также настоящая пастушья повозка… 1850 года!


Герр Хюмер не собирался ограничиваться собственными домами на колесах – его интересовала история индустрии караванинга в целом, без предпочтений по брендам. В итоге на выставочной площади в 6.000 квадратных метров собрали свыше 80 экспонатов: жилых прицепов, кемперов, раскладных палаток, машин и мотоциклов, которые рассказывают о путешествиях на колесах от первых дней до нашей эпохи. Останавливаться на достигнутом в музее не планируют, запасники насчитывают порядка 250 моделей, которые стоят в очереди на реставрацию. А на официальном сайте предлагается всем имеющим старые автодома связаться с ними, чтобы музей мог пополниться очередным редким экземпляром!

Erwin Hymer Musem: не только дома на колесах
Коллекция Хюмера радует не только домами на колесах, но и многими
знаменитыми машинами – от «Жука» до «Мерседеса» с «Ламборгини»!

Erwin Hymer Musem: даже легендарные машины есть!

Любопытно устроен сам музей. Его внешняя форма, по задумке архитекторов, напоминает прямоугольное окошко со скошенными углами, которое можно найти в любом доме на колесах. А внутри скрывается не просто выставка экспонатов – целая инсталляция! Создатели Erwin Hymer Museum соединили залы одной «тропинкой», которая превращается то в «Альпийскую дорогу», то в «Индийскую». И соответственным образом меняется оформление – та самая индийская дорога украшена шатром в виде чалмы магараджи, итальянский уголок радует огромными постерами Венеции, а на «Диком Западе» можно найти вигвам и сфотографироваться с черепом буйвола в традиционном индейском пончо… Впрочем, это лишь атрибуты, сопровождающие главное – сами экспонаты. Обо всех рассказать не получится, но самые интересные и приметные – перед вами!

Erwin Hymer Musem: путешествие по всему миру
По «итальянской дороге» вы попадаете в Венецию, на горных тропах Альп «встречаете»
горных баранов, а на Диком Западе заглянете в вигвам или посидите в каноэ

Erwin Hymer Musem: оформление с фантазией

Начать рассказ стоит с наиболее старых домов на колесах. И главный здесь – жилой прицеп Dethleffs Wohnauto, созданный в единственном экземпляре в 1931 году. Это не только первый дом на колесах Ариста Детлефса, но и вообще первое подобное транспортное средство в Германии! В тот момент герр Детлефс вряд ли задумывался об эпохальности своего творения, он лишь пытался повысить комфорт командировок, в которые брал молодую жену. А потому внутри небольшого, длиной 4,38 м прицепа с подъемной крышей разместилась двухэтажная кровать, столик с лавкой, рукомойник и несколько шкафов. Жаль, что оригинальный Wohnauto до наших дней не сохранился – в музее представлена построенная в 1974 году по оригинальным чертежам реплика…

Dethleffs Wohnauto: первый в Германии
Рядом с Dethleffs Wohnauto лежат чемодан, санки, лыжи – почти все экспонаты выставки
«украшены» для создания атмосферы путешествия чем-то подобным и аутентичным эпохе!

Dethleffs Wohnauto: для себя и своей семьи

Созданной в 2006 году репликой является и деревянный каркас первого серийного жилого прицепа Dethleffs Tourist, который Арист Детлефс представил в 1933 году. Впрочем, есть в музее и оригинальный караван этой модели 1939 года. По начинке он мало отличается от прародителя (те же кровать, раскладной столик, шкафы и умывальник), но по форме 430-килограммовый «Турист» совершенно иной – специфической каплеообразной формы, улучшающей аэродинамику. Кстати, стоил такой прицеп 2.160 рейхсмарок – недешево!

Dethleffs Tourist: первый в серии!
Созданный несколько лет назад деревянный каркас Dethleffs Tourist должен показать,
насколько изящная требовалась работа конструктора и мастера по дереву

Dethleffs Tourist: достаточно просторный...

Но ошибочно полагать, что Германия – прародитель караванинга. Отдых на колесах в Старом Свете зародился в Великобритании еще в 1910-х годах! И в тот момент, когда немцы делали первые шаги в этой области, в Англии продавали прицепы типа Car Cruiser. Огромный 5,5-метровый караван шириной около 2 м имел большую двуспальную кровать, пару диванов, стол, настоящий кухонный блок и полное оснащение дополнительными опциями – вплоть до набора фарфоровой посуды! Удовольствие не из дешевых, такой прицеп сегодня бы назвали премиум-сегментом, но в Германии ничего подобного в принципе не существовало – сравните Car Cruiser со скромным Schweikert Kleiner Strolch 1930-х, который на выставке прицеплен к Opel Kadett (им вдохновлялись создатели советского «Москвича»). Всего 3,5 м длины, 350 кг веса, никаких излишеств – даже ширину кузова при разработке сократили, когда прицеп не прошел в ворота гаража его создателя Ханса Зайца!

Car Cruiser: по-английски роскошный караван
Британская роскошь: Car Cruiser был большим, дорогим и богато оснащенным
уже тогда, когда немцы только осваивали новый рынок…

Car Cruiser: в комплекте даже посуда из фарфора
...выпуская дешевые и простые прицепы, подобные Schweikert Kleiner Strolch (внизу)
Schweikert Kleiner Strolch: дешевый и простой

Хотя немцы могли быть еще скромнее – Sportberger Hausdabei 1938 года тому доказательство. Это не полноценный жилой прицеп, а раскладная палатка на колесах, ставшая настоящей сенсацией на рынке! Двуспальная постель, под которой нашлось место для багажника, и большой тент-прихожая – немного, но за 690 марок требовать большего грешно. Любопытно, что производство этого каравана не прекращалось и во время Второй мировой – его использовали для нужд армии.

Sportberger Hausdabei: едва ли первая подобная палатка
Sportberger Hausdabei произвел настоящую революцию – с такой палаткой не было
нужды в сложной сборке-разборке, установке колышков, да и комфорт был выше!


С окончанием войны изменилась и индустрия караванинга. Для разоренной Германии дома на колесах стали, с одной стороны, роскошью, но, с другой стороны, позволили экономить на переездах или в повседневной работе. Так, например, 3-метровый караван G2 той самой компании Sportberger благодаря удачной трансформации интерьера можно освободить внутри, чтобы использовать как грузовой прицеп (в том числе и с мотоциклом – из-за низкой массы). А более крупный Hirth Tramp, к которому приложил руку Эрих Бахем (без него не появился бы в будущем сам Hymer) и который стоил на уровне «Фольксваген Жук», преподносился клиентам в рекламе не только как «отельный номер», но и как «рабочий мобильный офис» или «передвижной конференц-зал». Хотя традиционная начинка каравана (типа трех спальных мест и столовой) была при нем…

Sportberger G2: очень многофункциональный прицеп...
Sportberger G2 (вверху) можно использовать как грузовой прицеп, а Hirth Tramp,
по заверениям компании, подходил для командировок бизнесмена, выступая как переговорка

Hirth Tramp: и отельный номер, и передвижной офис

Кстати, любопытно, что Эрвин Хюмер в те годы о домах на колесах и не помышлял. Но конструкторский талант уже проявлял! В 1947 году, в возрасте 17 лет, он в мастерской своего отца Альфонса Хюмера соорудил… собственный мотороллер, получивший прозвище Motorradle. Этот «байк» имел одноцилиндровый двигатель объемом 98 «кубиков», который выдавал чуть больше 2 л.с. – для одноместного байка длиной 1,33 м этого достаточно… А до создания компании Hymer оставалось почти 10 лет.

Hymer Motorradle: собрал собственными руками!
Эрвин Хюмер сделал этот забавный мотороллер своими собственными руками
уже в 17 лет – чтобы и самому ездить, и девушек катать на… багажной полке сзади!


50-60-е годы стали расцветом отрасли в восстанавливающейся Германии. Преображались дома на колесах, появлялись новые имена на рынке. Так, в это время помимо Hymer дебютировали Knaus, Burstner, Westfalia, Laika… И каждый из дебютантов старался поразить чем-то уникальным и неповторимым! Так, Эрвин Хюмер в сотрудничестве с Бахемом в 1956-58 годах представил прототип Ur-Troll, его серийный вариант и ставший безусловным бестселлером Eriba Puck, дизайн которого в компании не стесняются использовать и в современных моделях (с определенными поправками, разумеется). Малыш, весящий при длине 3,38 м всего 230 кг, радовал и простором (внутри-то три спальных места!), и качеством сборки (не даром Хюмер и Бахем в прошлом работали в авиационной индустрии).

Eriba Puck: легендарный силуэт!
Марка прицепов Хюмера Eriba получила свое название в честь… жены Бахема –
по сокращению ее имени Эрика Бахем! Название прижилось и используется и поныне

Eriba Puck: уютно и качественно

Хотя «настоящее немецкое качество» было не только у них – Westfalia также отличалась дотошностью изготовления. Педантичность «Вестфалии» поражала: даже винтики и шурупы для прицепов немцы изготавливали сами! Помимо этого караван Camping 2 1956 года хвастал кузовом из гофрированной (!) жести толщиной 0,6 мм, а салон украшали не только стеганая обивка потолка, но и… встроенный холодильник, один из первых в то время. Впрочем, развитие технологий было очень стремительным – пустые до того момента дома на колесах стали оснащаться разной бытовой техникой. Например, первый караван компании Burstner под названием Delphin, появившийся в 1961 году, имел рукомойник, несколько светильников, газовую печь на две конфорки и многое другое. Обставленный мебелью из палисандра, этот прицеп оказался настолько популярным, что Якоб Берстнер вместе со своим сыном полностью сосредоточились на производстве домов на колесах!

Westfalia Camping 2: немецкое качество!
Прицепы Westfalia Camping 2 (вверху) и Burstner Delphin хоть и были одними из первенцев марок,
сразу задали высокие стандарты – и по качеству, и по отделке, и по оснащению

Burstner Delphin: первый прицеп марки

А вот Хельмут Кнаус, основатель компании Knaus, в своей первой модели жилого прицепа брал другим – компактностью и доступностью. При прайсе от 2.750 дойчмарок караван Schwalbennest был доступен даже небогатой молодежи, а при длине в 3 м и массе на уровне 250 кг его мог таскать самый простой автомобиль. Хотя сердца покупателей он пленял и характерным обликом, за которое получил прозвище «Куриное яйцо». Но не стоит думать, что малышей делали только в Германии – с миниатюрного прицепа с индексом 500 начала карьера и итальянская Laika. Такое цифровое имя не случайно, новинка задумывалась как компаньон для Fiat 500! 3 м длины, 300 кг массы и рост на уровне 1,55 м – идеально для транспортировки таким автомобилем. Но как жить в караване такой высоты? Все просто – потолок у Laika 500 вместе со стенами на стоянке, подобно подзорной трубе, поднимался вверх, позволяя внутри стоять в полный рост. Кровать, умывальник, пара шкафов прилагаются, цена от 650.000 лир – Fiat 500 для сравнения стоил «в базе» около 615.000 лир.

Knaus Schwalbennest: ну очень маленький караван!
Малыши от Knaus (вверху) и Laika были доступны даже молодежи, хотя предлагали
минимум комфорта: кровать, столик, рукомойник – максимум на что можно было рассчитывать

Laika 500: специально для Fiat 500...

Но не одними только караванами жил рынок – в те годы появлялись и первые массовые кемперы. Хотя с ними не всегда получалось гладко, опыт Hymer с его первенцем в виде автодома Caravano 3 тому пример. Созданный на базе фургона Borgward B611, с 60-сильным двигателем, набиравший до 90 км/ч, этот 2,5-тонный автомобиль не был плохим – но его подвела высокая цена (более 19.000 дойчмарок) и… банкротство компании Borgward. Спрос был минимальным, производство быстро свернули – и Эрвин Хюмер забыл об идее кемперов аж на десять лет…

Hymer Caravano 3: первый блин комом...
Первый блин: Caravano 3 от Hymer, дебютант кемперов марки, на рынке провалился –
хотя отличался хорошим оснащением и продуманным интерьером…

Hymer Caravano 3: продуманная компоновка

Расцвет караванинга не мог не сказаться на смелости конструкторов – экспериментов в области строения кузовов было множество. В первую очередь они пытались получить максимум жилого пространства при минимуме внешних размеров каравана или кемпера. Одно из самых популярных решений – подъемная крыша. Благодаря ей автодом при транспортировке был низким, а на стоянке становился высоким, чтобы внутри можно было ходить. Классический пример – голландский Kip Kuken 1963 года, первенец Яна Кипа. Его стандартная высота лишь 1,74 м, однако с подъемным тентом потолок заметно отодвигался от головы пассажиров. Более радикальный и сложный образец – Schollmeyer&Mahler Wittener Wohnwagen 1954 года. Он, как и упомянутая Laika 500, «поднимался» не только крышей, но и стенами. Кстати, с «итальянцем» роднит «немца» и тот факт, что он также подгонялся под определенную модель автомобиля – знаменитого «Жука», с которым у прицепа даже были идентичные колеса.

Kip и Schollmeyer&Mahler: с подъемными крышами
Поднимать крышу – это было одно из самых естественных решений для увеличения
простора каравана, что доказывали Kip (слева) и Schollmeyer&Mahler (справа)


Но на фоне, например, представленного в 1957 году Austermann Knospe K это цветочки! Этот караван рос не вверх, а вширь – он получил раздвижные стенки-эркеры, благодаря которым ширина кузова увеличивалась с 1,55 м до 2,16 м. Очень удобно! При транспортировке у вас узкий прицеп с минимальным аэродинамическим сопротивлением, который не мешает обзору назад, а на стоянке – полноценный дом на колесах с 5 (!) спальными местами, столовой и кухонным блоком, который отделан… кафельной плиткой. За такое и 5 с небольшим тысяч дойчмарок отдать не жалко.

Austermann Knospe K: раздвигается в стороны
Austermann Knospe K 1957 года был среди первых прицепов с раздвижными стенками –
тем, что сегодня некоторыми производителями преподносится как инновация…

Austermann Knospe K: очень просторен внутри

Эркеры в итоге пусть не на караванах, а на кемперах, но прижились. А вот некоторые решения, найденные в те годы, остались уникальными. Пример – Ханс Дигель, создавший в 1964 году прицеп Hadi Columbus 295. Его дом на колесах имел… опускающийся пол! Плюсы, что и у «поднимающихся крыш»: на стоянке внутри можно стоять (потолок на уровне 1,9 м), но и минусов немало – днище упирается в грунт и может быть повреждено, а в салоне появляется высокая ступенька, ведь пол опускался не весь, а лишь его часть… Идея осталась незамеченной, хотя иногда о ней вспоминали спустя годы, что доказывает прицеп Eigenbau Bogasch 1986 года. Впрочем, караван, прозванный «камбалой», настолько эпатажен сам по себе, что опускающийся пол в нем воспринимался как само собой разумеющееся. А уникальная форма приплюснутого кузова с поднимающимися, словно в суперкаре, дверями и панорамным остеклением была и эффектной, и эффективной, позволяя экономить до 3 л топлива на 100 км пробега в сравнении с традиционными собратьями схожей массы. Впрочем, следует признать, особой популярности такой смелый эксперимент не снискал.

Hadi и Eigenbau: опустить пол!
Что роднит такие непохожие Hadi Columbus 295 (слева вверху и внизу) и Eigenbau Bogasch?
Опускающийся в прихожей части пол (в столовой «земля из-под ног» не уходила…)!

Hadi и Eigenbau: идея так и не прижилась...

Но многие экспериментировали не только с формой кузова, но и с материалами. Стены из дерева не отличались ни жесткостью, ни тепло- или шумоизоляцией, ни долговечностью. Пришедшие им на смену металлические или многослойные панели также многих не удовлетворяли – они ржавели, были тяжелыми и дорогими при производстве. Потому немало компаний пытались сделать дома на колесах из стекловолокна или других видов пластика. Первым, кому это удалось, стал Франц Мали в 1950 году – его караваны под брендом Fahti пользовались отменной популярностью. На представленный в 1960 году Luxus 600 спрос был такой, что не хватало производственных мощностей – пришлось продавать лицензию другой компании, лишь бы удовлетворить всех желающих. С таким кузовом караван вышел легким (450 кг при 4,45 м длины и 2 м ширины), прочным, долговечным и к тому же по-настоящему элегантным и стильным, с запоминающимся панорамным стеклом на корме.

Fahti Luxus 600: красавчик, правда ведь?
Стеклопластик позволил кузову жилого прицепа Fahti Luxus 600 стать легче,
долговечнее, надежнее – и изящнее: стильная штучка!

Fahti Luxus 600: с просторным и светлым салоном

Стекловолокно пригодилось и для кемперов – интегрированный Schafer Orion I, созданный в 1968 году и выпускавшийся с модернизациями до 1986 года, стал первым в своем роде. Уникальная технология склейки панелей позволила получить крепкий и легкий монокок, с которым автодом длиной почти в 6 м (при ширине и высоте более 2 м) весил в снаряженном состоянии 1.720 кг! Благодаря этому дизельный двигатель в 60 сил позволял набирать аж 105 км/ч – небывалый для кемпера тех лет показатель. Правда, и цена была «небывалой»: от 32.000 дойчмарок, как у престижного легкового автомобиля…

Schafer Orion I: и тут стеклопластик!
Стекловолокно нашло применение и в производстве кемперов – Schafer Orion I
вышел очень дорогим, но с лихвой окупал это своими характеристиками и оснащением

Schafer Orion I: дорогой, качественно отделанный интерьер

P.S. Окончание рассказа об Erwin Hymer Museum читайте тут!
Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

16 марта 2013, 01:07

Пользователь Гость
Гость

Понравились маленькие Кнаус и Лайка. Пусть комфорта в них минимум, но уж очень прикольные:-)

26 марта 2013, 12:02

Пользователь Гость
Гость

Здорово!

15 января 2017, 15:04

Пользователь Гость
Гость

отличные изобретения для отдыха).

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость