Статьи

Портал Автопутешественников

Дом домов на колесах. Часть 2

В первой части нашего материала, посвященного открытому полтора года назад в немецком городке Бад-Вальдзее музею истории караванинга Erwin Hymer Museum, мы рассказали о небольшой части экспонатов – в основном о тех, которые стояли у истоков индустрии или созданы в период ее расцвета 1950-60-х годов. Однако экспозиция герра Хюмера куда богаче и обширнее! Потому мы с удовольствием продолжаем делиться с вами увиденным…


Erwin Hymer Museum: ждет всех желающих!

После окончания первой части статьи могло сложиться впечатление, что период расцвета в 1960-х годах был эпохой экспериментов – в кузовостроение, использовавшихся материалах, оснащении. Однако это не так, хватало и обычных «рабочих лошадок» – ничем не примечательных караванов и кемперов, которые тем не менее продавались тысячами. Примеры перед вами, это жилые прицепы Wilk 375 TL и Wurdig 301 1969 и 1970 годов соответственно. Классический дизайн, стандартные планировки и габариты, типовое оборудование – и адекватные расценки (за первый просили более 7.000 марок, второй оценивался в 5.000 с небольшим). Интересными выглядят лишь отдельные исторические детали. Например, представленный в музее Wilk использовался на съемках «На секретной службе Ее Величества», шестого фильма о Джеймсе Бонде. А у Wurdig необычна причина появления самой марки. Первый дом на колесах ее основатель Макс Вюрдиг соорудил лично для себя еще до войны после того, как ему с его суженой отказали в общем номере в отеле – по причине того, что пара-де не была еще жената…

Wilk 375 TL: одна из самых популярных моделей
Wilk 375 TL (вверху) и Wurdig 301 – это классика жанра караванов 60-70-х годов.
Не выдающиеся, но популярные и доступные модели, которые продавались тысячами…

Wurdig 301: классический караван как он есть

Особого разговора достоин, как говорят сегодня, премиум-сегмент тех лет – хотя обычные дома на колесах относились к предметам роскоши, были среди них все же «самые-самые». Типа кемпера Mikafa Reisemobil De Luxe 1959 года – уникум из уникумов! Не удивляйтесь эмблеме BMW на его носу, под капотом действительно стоит баварский мотор. Да какой – бензиновый V8 (!) в 2,6 л и 100 сил, позаимствованный у седана 502 и разгонявший автодом до 110 км/ч! Подстать двигателю и размеры (7,2 м длины и 2,1 м ширины), и масса (4 тонны), и оснащение (от кухни с холодильником и плитой и отдельного душа до огромной террасы на крыше). Цена впечатляющая, от 43 тысяч марок, что отразилось на продажах – сделали лишь 12 экземпляров…

Mikafa Reisemobil De Luxe: поражает буквально всем!
Потрясающий Mikafa Reisemobil De Luxe оснащался двигателем V8 от BMW – уже один
этот факт чего стоит! Хотя и оснащение, и цена, и эксклюзивность были подстать

Mikafa Reisemobil De Luxe: просторен и богато оснащен

Хотя логотип BMW меркнет рядом с эмблемой, которой украшен французский прицеп Notin Villula 430 1967 года, – на его бортах красуется «щит»… Lamborghini! И соединен прицеп с четырехместным Lamborghini Espada S1 1969 года, который оснащен 340-сильным 4-литровым V12, позволявшим набирать 250 км/ч (это единственный в мире подобный «Ламбо» с фаркопом)… Впрочем, отношения к каравану итальянцы не имели – просто один эксцентричный покупатель Notin решил использовать его в путешествиях вместе с любимым суперкаром. Тем более сам по себе караван вполне достоин такой «сцепки»: аэродинамическая форма, изысканная отделка, богатое оснащение (вплоть до автономного отопителя) и цена 17.500 марок – Lamborghini стоил, между прочим, около 73 тысяч…

Notin Vikkuka 430: примечателен даже мелочами...
Прицеп Notin Vikkuka 430 не зря украшен сзади наклейкой с ограничением скорости
в 240 км/ч – ведь этот дорогой караван его прошлый хозяин использовал в связке с…

Notin Vikkuka 430: с изысканной отделкой
...настоящим итальянским суперкаром Lamborghini Espada S1,
который благодаря 4-литровому V12 в 340 сил набирал 250 км/ч!

Lamborghini Espada S1: суперкар-тягач?

Впрочем, производители люксовых домов на колесах тоже не оставались в стороне от экспериментов. Например, компания Hymer предложила в флагманском двухосном караване Eriba Nova 680 De Luxe 1969 года сделать… сразу две двери! С учетом того, что жилой отсек огромного, длиной около 8 м прицепа разделялся дверями сразу на три комнаты в пять спальных мест, на стоянке можно создать полностью независимые друг от друга помещения. А вот сигарообразный, сияющий полированным алюминием американский Airstream 31 Sovereign of the Road того же самого 1969 года на фоне европейских караванов сам по себе выглядел экспериментальным – хотя форма прицепов этой марки как была отработана в довоенное время, так до сих пор не меняется! Но не только внешним блеском янки мог утереть нос немецким, английским или французским конкурентам – поражала длина в 9,5 м, полная масса до 3.000 кг и комплектация, в которой нашлось место для духовки и даже… ванны! Стоило подобное великолепие около $9.000…

Eriba Nova 680 De Luxe: две оси, две двери
Eriba Nova 680 De Luxe (вверху) и Airstream 31 Sovereign of the Road – европейский и
американский взгляд на крупный, роскошный и дорогой караван о двух осях…

Airstream 31 Sovereign of the Road: американская мечта!

А еще в те годы Эрвин Хюмер отважился на вторую пробу в классе кемперов – и с Hymermobil 550 попытался покорить высший сегмент рынка. При цене 47.000 марок дом на колесах, построенный на грузовом шасси Mercedes-Benz L508D, сочетал в себе все лучшее. Просторный кузов в 7,28 м вмещал столовую, кухню с плитой, рукомойником и холодильником, санузел и четыре спальных места. Стоящий под капотом 4-цилиндровый дизель объемом 3,8 л (85 л.с.) разгонял машину до 93 км/ч. Отделка была качественной, из дорогих материалов. И пусть коммерческий успех был относительный (собрали около 100 кемперов), Хюмер отказываться от автодомов больше не стал – и сегодня они по праву считаются одними из лучших!

Hymermobil 550: вторая попытка Эрвина Хюмера
Кемпер Hymermobil 550, первый успешный автодом компании, еще далек
от современных моделей – он похож на грузовик, в кузов которого водрузили жилой прицеп

Hymermobil 550: стал одним из лучших!

Впрочем, строительство автодомов, кемперов, в 1970-х годах вообще вышло на новый уровень – их начали производить многие компании, до того занимавшиеся караванами. Появились и доступные моторхоумы немногим дороже жилых прицепов. Хотя попытки создания недорогих автодомов предпринимались и в прошлом. Едва ли не самая экзотичная попытка – построенный в единственном экземпляре прототип Dornier Delta 1955 года, к созданию которого приложил руку Эрвин Хюмер. Кроха длиной 2,88 м с 1-цилиндровым 0,3-литровым 2-тактным мотором на 14 л.с. имела две подъемные двери… в корме и в носу! Допустимая масса 700 кг, максимальная скорость около 85 км/ч, но главное – кресла трансформировались… в двуспальную кровать!

Dornier Delta: один-единственный прототип
Смешная и забавная Dornier Delta так и осталась прототипом,
созданным в единственном экземпляре – искренне жаль!


И все же истинный расцвет недорогих кемперов – это культовые фургончики от VW. Любимые хиппи T1 и T2, последовавшие затем T3 – сколько на их основе разные компании сделали разнообразнейших домов на колесах, не пересчитать! Есть несколько таких машин и в Erwin Hymer Museum. И у каждой своя судьба. Например, выпущенный в 1975 году «двуспальный» T2 совершил со своим владельцем путешествие из Берлина через Голландию и паромную переправу в Канаду по всей Северной и Южной Америке – чтобы из Бразилии вернуться на корабле обратно домой (общий маршрут составил 96.000 км!). А стоящий неподалеку T3 с высокой крышей, полноценным кухонным блоком и рассчитанный на четырех человек исколесил всю Европу, прослужив в одной семье почти 20 лет. Кстати, любопытно сравнить цены на T2 и T3 – первый в 1975 году стоил 12.620 марок, а второй в 1986 году уже все 21.190 марок. Инфляция-с!

VW T2: один из самых популярных в мире домов на колесах
VW T2 (вверху) хоть и стоит на «индийской» тропе, объехал все же другую часть света – Америку.
А более поздний и комфортный T3 за 20 лет изучил вдоль и поперек всю Европу…

VW T3: не менее успешное шасси для автодомов

Но не одними VW жили кемперостроители – например, в 80-х годах достаточно модными стали автодома на базе японского Mitsubishi L300. Например, в 1982 году на его основе компания Reimo сделала жилой минивэн с подъемным тентом-палаткой на крыше. Всего 4 м длины и 1,7 м ширины, зато внутри – сразу три спальных места. Да и ходовые качества приемлемые: при массе около 1.500 кг 65-сильного двигателя для максималки в 130 км/ч вполне хватало. Другой пример из этой серии – Hymercamp II 1984 года, самый доступный кемпер от Эрвина Хюмера (от 38.000 марок). И это уже не жилой минивэн, а полноценный полуинтегрированный альковный кемпер! В 4,5-метровом кузове нашлось место и для столовой в корме, и для санузла с душем, и для гардероба, и для кухни, и для четырех спальных мест (два в алькове, два в столовой). Впрочем, аналогичные автодома на шасси Mitsubishi предлагали и Dethleffs, и Goldschmitt…

Hymercamp II: компактный и недорогой
Hymercamp II (вверху) на шасси компактного Mitsubishi L300 при длине 4,5 м вмещал
все необходимое – хотя были в 1980-х и более простые автодома на этом японском шасси

Mitsubishi L300: популярное в те годы шасси

Хотя что караваны и кемперы – нельзя забыть и о мобильных палатках, которые все это время также развивались. Из представленных в музее стоит отметить две. Голландский Vage Minor любопытен конструкцией – это, если разобраться, некий симбиоз каравана и прицепа-палатки! От последнего компактные размеры в сложенном виде (1,4 м высоты, 1,1 м ширины) и брезентовые стены, а от обычных жилых прицепов – деревянные подъемная крыша и раздвижной каркас! Внутри все по-спартански, есть только 2-конфорочная плита, но 4 человека на ночлег поместится… Восточногерманская Muller Autodachzelt 1980 года из другой оперы – это тент-палатка на крышу автомобиля (в музее «носителем» для нее выступает универсал Trabant). По своей сути она мало отличается от аналогичных современных систем: устанавливается, как дополнительный багажник, раскладывается за пять минут, вмещает двух человек, имеет лесенку для подъема. Не густо, зато и цена лишь 1.585 рейхсмарок.

Vage Minor: смесь прицепа-палатки и обычного каравана
Тенты-палатки и палаты-прицепы развивались с годами не так значительно, как дома на колесах –
и Vage Minor (вверху) и Muller Autodachzelt не сильно отличаются от современных моделей

Muller Autodachzelt: классическая палатка на крышу

А еще время от времени в Европе появлялись… водоплавающие дома на колесах! Например, можно вспомнить жилые прицепы фирмы Hartmann – Falter IV 1958 года и Fawoboo 1965 года. Впрочем, амфибиями они не были, сами караваны сухопутные. Но вот их крыши, изготовленные из полиэстера и стеклопластика соответственно, могли сниматься, переворачиваться – и использоваться как лодки! Причем если «плоскодонка» ранней модели допускала лишь весла, то более совершенная и прочная крыша-лодка от Fawoboo имела крепления уже для подвесного мотора… Кстати, легенда гласит, что идея подобной конструкции пришла Гансу Фальтермануза… за кружкой пива с другом-инженером Йозефом Хартманом, который ее в итоге и воплотил.

Hartmann Falter IV: с лодкой-крышей
Креатив от Hartmann: Falter IV (вверху) и Fawoboo имели снимающиеся крыши,
которые могли использоваться как весельные или моторные лодки – смело и оригинально!

Hartmann Fawaboo: еще более совершенная конструкция

Хотя настоящие амфибии изредка встречались – их делала, например, компания Schafer на основе 6-метровых жилых прицепов Suleica G500 1970 года с кузовом из стеклопластика (снаряженная масса всего 680 кг!). Водоплавающая версия с индексом F430 S имела изолированное днище со специальным пористым наполнителем. Создатели каравана были настолько уверены в его непотопляемости, что разрешали установку мощного подвесного двигателя! А вот Sportberger Land-Yacht L6 хоть и выглядел, как заправская подводная лодка, никакого отношения к воде в принципе не имел. Этот прицеп, созданный в 1953 году, получил необычный дизайн в целях… экономии веса на фанерных кузовных панелях – в нишах спереди и сзади располагались спальные места, а в «высокой» средней части была столовая. Итог – всего 360 кг, но и минимум продаж. Не любят покупатели слишком экзотичные дома на колесах!

Schafer Suleica G500: была и водоплавающая версия
Suleica G500 (вверху) и Sportberger Land-Yacht L6 плавать не умели, хотя последний напоминал
подводную лодку, а первый имел специальную версию-амфибию с задраенным днищем…

Sportberger Land-Yacht L6: типа подводная лодка...

Но не одними домами на колесах живет Erwin Hymer Museum – помимо основной экспозиции есть несколько специальных залов. Один из них посвящен пионерам караванинга. И если имена Ариста Детлефса, Генриха Хаузера, Ганса Бергера, Франца Кнобеля, Ханса Зайца, Макса Вюрдига, Эрика Бахема или все того же Эрвина Хюмера вам ни о чем не говорят, здесь вы узнаете о них все самое интересное. При этом среди создателей техники нашлось место для Тео Рокенфеллера – журналиста, фотографа и путешественника, который одним из первых активно популяризировал отдых в домах на колесах. Ему принадлежат слова, лучше всего раскрывающие суть караванинга: «Мы не хотели провести жизнь в тесных отельных номерах – мы хотели провести ее на природе, где охотится шакал и где никто не носит фрак!»…

Зал пионеров: все отцы-основатели караванинга
В зале пионеров караванинга можно также почувствовать себя первооткрывателем –
просто пристроившись в ряду портретов создателей первых домов на колесах!


Ну, и напоследок стоит заглянуть в залы дизайна и техники. Первый собрал в своей экспозиции десятки макетов домов на колесах из дерева и пластилина и сотни моделек. Все они позволяют с легкостью проследить как изменение облика караванов и кемперов на протяжении их истории, так и лучше узнать, как работают дизайнеры над стилем, аэродинамикой или компоновкой будущих автодомов. Второй же зал, посвященный технике, это идеальное сочетание прошлого и будущего. С одной стороны, здесь представлены чуть не первые примененные в индустрии раритетные холодильники, обогреватели, унитазы, печи, фонари, радиоприемники, генераторы электричества, те или иные отделочные материалы. С другой же стороны, посреди зала установлен интерактивный сенсорный стол, позволяющий несколькими движениями пальцев… «собрать» свой виртуальный дом мечты! Дом, разумеется, на колесах.

Зал дизайна: как делают дома на колесах?
В залах дизайна и техники вы увидите, как создаются дома на колесах, какую эволюции они
и их оснащение прошли за XX век, а также попробуете сами сделать идеальный кемпер

Зал техники: прошлое и будущее домов на колесах

Вот и все, что мы хотели рассказать об Erwin Hymer Museum!

Erwin Hymer Museum: стоит посетить!

Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

05 апреля 2013, 19:34

Пользователь Гость
Гость

Да, с Ламборджини классно вышло! Вот бы так кто сделал сейчас с современным Ламбо или Феррари:D

11 мая 2016, 20:16

Пользователь Гость
Гость

О у самого такой l300, 83г. Купил недавно, ну оч смешной) а так все есть и помещаетьсяна любое парковочное место)

25 января 2017, 19:32

Пользователь Гость
Гость

Нахмуренный

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость