Статьи

Портал Автопутешественников

ТЯНИ, НО НЕ ТОЛКАЙ

Еще со времен изобретения повозок человек придумал обходиться не только одним кузовом. Ведь это так просто — чтобы сзади основной телеги ехал еще и прицеп или даже целый передвижной дом! Однако мало придумать это — надо еще чтобы этот «перевозчик» был надежно закреплен. Именно для этого и придуман фаркоп.
Но хотя идея проста, все в этой теме не так уж и просто...
Только с помощью кувалды
Хоть пользоваться прицепами (и соответственно прикреплять их) начали вместе с появлением обычной телеги, по-настоящему фаркопы как явление сформировались только с развитием технически сложного транспорта — и в первую очередь железнодорожного. Именно на первых вагонах поездов и трамваев стали применяться так называемые тягово-сцепные устройства, сокращенно ТСУ (большинству они известны под жаргонновкусным «колбаса»). А когда эти крепежные системы перекочевали в автомобильную сферу, то получили привычное нам название «фаркоп». Применение его, в отличие от железной дороги, крайне широко: сие чудо техники незаменимо при буксировке прицепов, катеров, снегоходов, дач на колесах и прочего весом до нескольких тонн (фаркопы для грузового транспорта способны выдерживать усилие до десятка полутора тонн).
Если говорить грубо, то абсолютно все фаркопы состоят всего из двух основных частей: крюк-шар и подвесная рама. Крюк-шар, как правило, кованый, хотя для некоторых автомобилей изготавливаются и литые конструкции, обладающие повышенной прочностью. Подвесная рама, изготовленная из особо прочной стали, имеет трубчатую сварную конструкцию. Кроме того, на некоторые дорогие виды фаркопов во избежание коррозии вместо краски наносится и слой защитной пластмассы.
Размеры шара и свободного пространства вокруг него в большинстве стран (Украина в их число, как ни странно, не входит — у нас ГОСТов относительно размеров фаркопа не
предусмотрено) строго регламентированы. В России, например, ГОСТом предписывается иметь 50 мм диаметра сферы и 40 мм пространства вокруг нее — это соответствует аналогичным европейским нормам. А вот шары ТСУ американского стандарта немного толще: их нормальный диаметр составляет 2 дюйма (порядка 5,1см) или 2,3 дюйма (5,8см), а простор вокруг — 1,78 дюйма (4,5см). На первый взгляд, разница небольшая, однако насадить замок прицепа в таком случае даже на двухдюймовый шар при желании можно будет лишь при помощи кувалды. Но и это не гарантия надежной сцепки — известны случаи, когда такая «негостовая» конструкция разъединялась в самый неподходящий момент. Разумеется, проблемы возможны, если на европейский шар надевают американский замок... Поэтому при покупке, например, подержанного «американца» нужно позаботиться о соответствии шара замку прицепа.

Снимите это немедленно!
мотохата № 1
Выбирать фаркоп не сложно. Каждый тип рассчитан на определенную нагрузку, а эта нагрузка сообщается в любом каталоге. Обычно рядом с конкретной моделью крепежки указано два числа через дробь: максимальная масса прицепа/максимальная нагрузка на шар. Следует отметить, что ассортимент фаркопов, например, на тяжелые внедорожники очень разнообразен. При этом некоторые автовладельцы из желания сэкономить устанавливают на свои большие джипы самые легкие и доступные версии фаркопов, которые рассчитаны на вес, допустим, в 1,5 тонны, а на такой фаркоп «вешают» потом прицеп, который весит раза в полтора больше... Не удивительно, что на первом же крутом склоне эта ноша догоняет машину, попутно выломав само тягово-сцепное устройство. И это уж не говоря про последствия, если прицеп оторвется при подъеме на гору...
Так что самая главная задача — правильно оценивать нагрузки. Все остальное — уже нюансы. Например, при выборе фаркопа надо принимать во внимание, насколько долго планируется ездить машине. Если через год-другой возникнет желание ее заменить, то, может быть, и не стоит покупать очень дорогую модель. Ведь универсальных фаркопов не бывает, и снимать его с машины перед продажей не имеет смысла — придется продавать машину вместе с ТСУ (а цену самого автомобиля это никоим образом не увеличивает).
Вообще все фаркопы можно распределить на три категории: условносъемные, быстросъемные и несъемные. Последние наиболее распространены в нашей стране: один раз прикрепил болтами — и на всю жизнь. Но тут есть ряд нюансов. Например, собираясь посетить Евросоюз, лучше обзавестись условносъемным или быстросъемным фаркопом. Ведь во всем
мире вообще-то запрещено ездить с торчащим из-под заднего бампера крюком — только если на нем есть поклажа... Таковы правила безопасности.
У нас пока такого запрета не приняли, но, тем не менее, лучше покупать фаркопы именно с легкосъемными крюками. Ведь сегодня в ассортименте ведущих производителей есть даже такие
модели, которые снимаются простым поворотом, при этом сохраняя все свои тяговые характеристики. Правда, и стоит подобное удовольствие недешево. Условносъемные более демократичны по ценовой категории. Для того, чтобы их демонтировать, нужно открутить два болта, которыми шар крепится к основному корпусу фаркопа.
Вообще-то, привычку снимать фаркоп, если вы едете без прицепа, лучше выработать до автоматизма. Если, не приведи бог, случится столкновение, и удар придется по фаркопу, то повреждения кузова будут намного сильнее, чем если бы ударили в бампер. Дело в том, что фаркоп крепится к силовым элементам кузова, и при ударе по нему может произойти изменения геометрии кузова — а это уже намного серьезнее, чем по-
мятый бампер. Если же удар не слишком силен — тогда и бампер цел, и фаркопу нипочем... Из-за этого легкомысленного вывода многие автолюбители, не имеющие прицепов, отродясь не избавляются от набалдашника за бампером. Хотя, кстати, при ДТП, где виновником будет признан именно владелец автомобиля с фаркопом, наличие последнего будет истолковано не в его пользу...


  • 1
  • 2
  • 21 августа 2010, 12:25

    Пользователь Гость
    Гость

    Цитирую автора : "... во всём мире запрещено ездить с торчащим из-под заднего бампера крюком... " А нельзя ли пояснить - в каких именно странах существует сей запрет и, если можно, ссылочку! Я достаточно частый гость в заграницах, но ни разу не сталкивался с повышеннеым вниманием полиции к моему ( моего автомобиля, естественно!Подмигнуть) крюку. Вот и дума - это удача, или автор некомпетентен в данном вопросе?

     

    С уважением, Александр.

    Подписаться на анонсы новостей и статей

    Email:
    Как:
    Гость